21 июл. 2008 г.

В помощь фотожоперу - RGB и CMYK

Перед тем, как рассказать о цветокоррекции в RGB, я возьму на себя труд рассказать о цветовых пространствах в общем. Считаю, что это необходимо для того, чтобы начинающий фотожопер лучше понимал - что он делает и зачем.

Итак, цветовых пространств существует несколько. В полиграфии - это PANTONE и CMYK, в фотографии, вебе и пр. - RGB, LAB, HSB. Однако реально приходится сталкиваться лишь с CMYK и RGB (а потому и рассказывать тут обо всех задачи не стоит).

Чем они отличаются? RGB рисуется светом, CMYK - краской.

Поясняю. Изображение на экране монитора (ЭЛТ), как известно, строится с помощью пучка электронов, бомбардирующих точки люминофора, сгруппированные по три (т.н. "триады"). Каждая точка триады при бомбардировке излучает один из трех цветов - красный (Red), зеленый (Green), или синий (Blue). Чем активнее бомбардировка, тем ярче выдаваемый свет.

Для построения того или иного цвета в RGB используется смешение светов. Соответственно, если смешать все три света на максимальной яркости - мы получим белое пятно. Если вся триада люминофоров не излучает (почти не излучает, если точнее), то мы видим черный.
Смешение всех трех светов на максимальной яркости дает нам белый свет.

В случае с CMYK все наоборот. Мы имеем четыре физических краски. Наложение красок дает более темные оттенки. Всего каналов, в отличие от RGB четыре - Cyan, Magenta, Yellow и K (управляющий канал, простой черный цвет). Дело в том, что в теории смешение первых трех красок максимальной концентрации должно было давать искомый композитный черный. Однако на практике (в силу ряда причин, основной из которых было качество краски) выходил темно-коричневый. Для этого, четвертым каналом, была введена простая черная краска.
Вот и получается, что в случае CMYK белый цвет - это полное отсутствие краски. А черный - смешение всех красок с макисмальной насыщенностью.

Уловили разницу?:-) Так вот. Если изображение подготавливается для экрана монитора, то цветокоррекцию можно провести в RGB. Если изображение подготавливается для печати (даже на обычном цветном принтере - он тоже печатает в CMYK:-) ) имеет смысл провести цветокоррекцию в CMYK. Для большей уверенности в результате.

Также надо заметить, что цветовое пространство RGB шире, чем CMYK. Так как в RGB у нас идет 256 градаций на канал (от 0 до 255), а в CMYK - всего 100. Почему так? В случае с CMYK цифра отображает сколько краски от максимальной насыщенности должно присутствовать в данном случае. В случае RGB цвет уже восьмибитный (для компа так проще, да), и градация указывает на яркость свечения точки того, или иного триадного цвета. В результате - в RGB больше количество оттенков. В теории. На практике среднестатистический человек никогда не сможет различить 16х106 цветов. Единственное, с чем придется столкнуться при конвертации изображения из CMYK в RGB и наоборот - в неравнозначности одинаковых цветов в этих схемах. В силу чисто физических причин две цветовые схемы не могут абсолютно идентично передавать цвета, и об этом надо помнить.

И напоследок. Когда я говорю, что цветокоррекция в CMYK проще, я говорю это не от того, что я работаю в полиграфии. Вот представьте себе - вы смотрите на фото человека. И можете сказать - "оно желтоватое", или "оно синеватое". А теперь попробуйте быстренько сказать, какая пропорция красного, зеленого и синего света, отражаясь от фотографии, позволяет вам судить о том, что лицо человека, скажем, землистого цвета? а? то-то же:-)

Скоро будет цветокоррекция в RGB. Ждите. Желающие могут заслать фотки, которые хотели бы откорректировать. Выберем одну и препарируем с особым тщанием.

7 комментариев:

  1. Анонимный22 июля 2008 г., 06:57

    Благодарю, теперь буду знать, хоть к обработке изображений вообще не отношусь. Хотел спросить, как проекторы отображают черный цвет на белом экране? Со школы помню, что черного света не бывает.

    ОтветитьУдалить
  2. :-) Как тень. Дальше сам разберешься, или пояснить?

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный22 июля 2008 г., 19:50

    Поясни, плз.

    ОтветитьУдалить
  4. Ну, если взять простой проектор, типа фильмоскопа или кинопроектора - там сквозь пучок света проходит пленка, покрытая краской разной для света проницаемости. Мало краски - видимо окрашенный цвет. Много краски - видим тень. Которую мозг принимает за черный.
    Как там в новых проекционных светодиодных, микрозеркальных и прочих матрицах это дело реализуется технически, я понятия не имею, но принцип тот же. Вполне возможно, что участки матрицы, которые при данной картинке помечены, как черные просто не активирются и все.

    ОтветитьУдалить
  5. У вас неточность в статье. Вы говорите что "цветовое пространство RGB шире, чем CMYK" - это неверно. Цветовое пространство как устоявшийся термин обозначает какая часть оттенков спектра может быть описана некоторой цветовой моделью. Каким именно образом технически воплощена модель (сколько у нее градаций по каждому каналу) - не имеет значения. Это все равно что говорить что километр больше морской мили потому что в нем 1000 метров, а в миле всего 10 карабельтов :)
    Не говоря о том что существуют 8 и 16 битные варианты реализации CMYK модели.
    Вданном случае вы говорите не о цветовом пространстве, а о плотности оттенков в конкретных реализациях цветовых моделей.
    Кстати, цветовое пространство у CMYK гораздо шире чем у RGB в силу физического построения этих моделей. А самое большое цветовое пространство у LAB.

    А по проэктору кстати распространенный вопрос :) меня часто спрашивают не будет ли черной окантовки у слайда если он не на весь экран при проэцировании :) приходится долго объяснять, что никакой проектор не может сделать экран темнее чем он есть...

    ОтветитьУдалить
  6. Ну так у CMYKа оно и есть уже:-) Только у того CMYKa, который на бумаге, а не у того, который на экране. Видимо, в этом и есть неточность.

    ОтветитьУдалить
  7. неточность в том что вы называете цветовым пространством модели - множество конкретных сочетаний значений каналов, дискретно определенных для некоторого физического воплощения модели. В то время как цветовая модель - в первую очередь математическое понятие, а ее каналы - непрерывные, а не дискретные величины.

    Photoshop - действительно при задании цвета позволит ввести для CMYK значения в процентах - но работает с ними как с 8 битными (это легко увидеть - залейте часть холста 50% черного, а вторую часть 51% и уменьшите контрастность - увидите как цвета станут более близкими). И в файлах каналы CMYK восьмибитные. И принтер хороший печатает более 100 градаций по каналам...
    Даже если брать случай принтера округляющего при печати до 100 градаций (весьма неудобный с точки зрения реализации порог), оттенков в CMYK все равно будет больше, ведь в нем есть еще черный канал, который, пусть номинально, увеличивает кол-во оттенков до 100000000, по сравнению с 16777216 для RGB.

    ОтветитьУдалить